К 85-летию Багиша Айдаева

  • 18 мая 2017
  • 3 фото

17 мая в читальном зале Центральной библиотеки города Дербент состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 85-летию корифея Лезгинского театра, народного артиста Дагестанской АССР, заслуженного артиста РСФСР, талантливого режиссёра Багиша Айдаева, внесшего значительный вклад в развитие культуры.

           Почтить память великого мастера и замечательного человека пришли деятели науки и культуры, артисты и работники учреждений культуры, поклонники таланта этого великого артиста. Открыла мероприятие и.о. директора Центра традиционной культуры народов России Гюльпери Мирзабалаева.

Ведущие вечера, сотрудники ЦБС рассказали о жизни и творчестве юбиляра. Багиш Мустафаевич родился в селении Мискинджа Ахтынского района. Окончив среднюю школу в 1951 году, он поступил в Московский институт театрального искусства имени А. Луначарского. По окончании актерского факультета приехал в Лезгинский театр. Здесь работал до 1960 года в качестве директора театра и одновременно актера. За эти годы успешно сыграл ряд ролей: Омара в пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова «Сулак-свидетель», Саида в трагедии Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова «Ашуг Саид». В 1960 году на Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве Лезгинский театр представил эти две пьесы и получил высокую оценку зрителей. Журнал «Театр» в то время писал: «Ашуга Саида играет Б. Айдаев, играет сильно, страстно. Это легендарный народный герой. Ему не свойственны никакие сомнения, и его нельзя победить - это символ народа, певец его гнева и его борьбы. Естественно, что легенды делают его и вожаком народных восстаний».

В 1961 Б. Айдаев окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа в Москве и вернулся в Лезгинский театр главным режиссером. Это были плодотворные годы в истории Лезгинского театра. В этот период в репертуаре театра значительное место отводится пьесам мировой классики. Коллектив пополняется молодыми актерами, окончившими Московский и Бакинский театральные институты. Багиш Айдаев - первый в Лезгинском театре профессиональный национальный режиссер с высшим образованием. Каждое его представление являлось событием в культурной жизни народа. Первой его постановкой был спектакль «Цветок России» по пьесе Кияса Меджидова. Талантливый режиссер сумел создать яркий, интересный спектакль, привлекший внимание широкой общественности. Затем он поставил одну за другой пьесы: «Похождения Мурата», «Развлекатели сердец», «Левониха на орбите», «Штраф 30 копеек», «Что сказал бы дед Сейфутдин?», «Ты только моя», «Казимагомед» и другие.

           Нужно отметить, что только спектакль «Фундух-бек» был показан 500 раз, и каждый раз был аншлаг. Спектаклям Багиша Айдаева были присущи естественность, динамизм и поэтичность.

Ведущие вечера прочитали воспоминания заслуженной артистки Дагестана Басиры Ибрагимовой: «Багиш Мустафаевич был поэтом театра. Каждый его спектакль был украшен художественными образами, поэтическими сценами. Он работал с большим усердием над каждой мизансценой, каждым штрихом, заставляя артистов репетировать до тех пор, пока не получится в совершенстве. Его спектакли были очень поэтичными. Я помню спектакль «Намус» («Честь»), он его поставил так выразительно и поэтично, что в финале зрители плакали. Такие режиссеры появляются раз в сто лет».

         Своими воспоминаниями на вечере поделился главный режиссёр Лезгинского театра Мирзабек Мирзабеков. Он рассказал, что у Багиша Айдаева был свой учитель и наставник, большой друг и коллега, с которым он часто советовался и который его постоянно поддерживал, главный режиссер Кумыкского театра, корифей дагестанского театрального искусства, народный артист РСФСР Гамид Рустамов. Дружба и сотрудничество двух талантов укрепляли содружество двух старейших театров Дагестана, достигших в 60-70-е годы пика своей популярности. Его заветной мечтой было поставить на сцене Лезгинского театра лучшие произведения мировой драматургии. В те годы на сцене Лезгинского театра успешно шли его шедевры - пьесы мировой классики: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Женитьба» Н. Гоголя, а также произведения известных советских авторов «В ночь лунного затмения» башкирского поэта и драматурга М. Карима, «Ашуг Гариб» известного азербайджанского композитора З. Гаджибекова, «Намус» армянского писателя А. Ширванзаде и другие.

         Мирзабек Кадырович вспоминал и о последних днях жизни великого режиссера, подчеркивающих его преданность профессии. Не смотря на резко ухудшившееся здоровье, он не остановил репетицию спектакля и ушел из жизни в 47 лет, до последней минуты думая о театре.

         Воспоминаниями поделились актеры театра Ибрамхалил Рамазанов, Агахан Агаханов, Фаризат Зейналова, актер Азербайджанского театра Магарам Умаров, поэт Тагир Салех, писатель Абил Меджидов. Все они рассказывали, что Багиш Айдаев был честным и гордым человеком, а свои силы, талант, способности, энергию он посвятил народу и сделал столько, что другой не смог бы и за долгую жизнь. 

Главный режиссер Азербайджанского театра Якут Хандадашева поделилась воспоминаниями своей матери, народной артистки Дагестана Дурии Рагимовой, которая называла Багиша Айдаева режиссером от Бога и была благодарна за все свои успехи и награды.

Воспоминаниями своей матери, Бике Агаевны Теймуровой, поделилась ее дочь, директор ЦБС Диана Алиева.

Багиш Айдаев был не только выдающимся режиссером, но и талантливым актером. Он создал целую галерею ярких образов – героев нашего времени и исторического прошлого не только на сцене, но и в кино. Присутствующим продемонстрировали фрагменты фильма «Тучи покидают небо», в котором он сыграл одну из главных ролей.

В завершение мероприятия Гюльпери Мирзабалаева вручила Почетные Грамоты учителям лезгинского языка Асият Джанлатовой (сош № 11) и Раваят Муминовой (сош № 20) за вклад в проведение мероприятий в рамках празднования Дня родных языков.

Фотогалерея3

Показать все